Фотограф Джерри Уэльсманн

Этот художник не ограничивается нажатием на спусковую кнопку затвора для воплощения своих идей. Становление произведений происходит в лаборатории, темной комнате, с помощью нескольких увеличителей, порой их количество достигает семи. В его работах соединяются фотографическая реалистичность и непредсказуемый мир фантазий.

Джерри Уэльсманн увлекся этим процессом еще до того, как цифровые технологии, такие как Photoshop, стали доступными. Но он считает, что совершенно неважно, какие инструменты используются для создания прекрасного произведения, просто лично для него «алхимический процесс фотографии» неразрывно связан с творческим видением.

Таким способом печати активно пользовались Оскар Реджландер и Генри Пич Робинсон еще в 1850 годах, так что герой моей статьи не претендует на звание первооткрывателя.

Для себя метод многократного экспонирования при печати Уэлсман открыл в университетской лаборатории. Он стоял и ждал пока напечатаются и промоются фотографии, когда внезапно взглянул на все увеличители вместе и подумал: «О боже, если я помещу свои негативы сразу в несколько увеличителей, я смогу перемещать бумагу от одного к другому быстрее, чем если я буду постоянно менять негативы в одном увеличителе.»

Джерри считает, что такой способ творческого процесса помог расширить ему границы своих исследований. Будучи еще и преподавателем, он убежден, что творчество должно быть свободно от любых условностей, ведь только в таком состоянии воображение имеет возможность раскрыться. Творческое исследование как окружающего, так и собственного внутреннего мира может способствовать познанию на других уровнях, где осознание даже не граничит с интеллектуальным пониманием.

В качестве техники Уэлсмен использует камеры Mamiya 7 и Bronica GS1, а также старую Bronica для студийной съемки. Но по большей части ему важнее сделать кадр, который будет передавать ощущения, чем то, с помощью чего он получен. Джерри делает сотни снимков, а потом с каждого негатива изготавливает контактный отпечаток.

В лаборатории (темной комнате) он комбинирует отпечатки, вставляя отобранные негативы в разные увеличители и в промежутках между экспонированием перекладывает фотобумагу из одной рамки увеличителя в другую.

Процесс построения кадра происходит либо путем маскирования части изображения и впечатывания на это место другого изображения, либо путем наложения негативов. Порой он совмещает негатив с позитивом и получает сюрреалистическое сочетание тонов.

Он делает отпечатки на фотобумаге с переменной контрастностью, и в сочетании со светофильтрами. Это решает проблему изготовления отпечатков с негативов, разных по контрастности, на одном листе фотобумаги.

«Фотоаппарат дает право на исследование, он гарантирует социальное разрешение на взаимодействие с миром. Даже если я не создаю изображения, я все равно преисполнен тем опытом, который дала мне фотография.»

«Художник приходит с видением, которое позволяет открывать любые возможности этого мира. Искусство не должно быть похожим на состязание, художнику нужна свобода и возможность ошибаться. Он не должен быть ограничен определенным способом мышления.»

_«Я уважаю фотографию как ремесло. Но некоторые люди настолько поглощены техникой, что становятся крайне неспособными рисковать и пробовать что-то другое. Они чувствуют себя в безопасности соблюдая правила. Но так не создашь великого произведения.

Когда берешь идею, ты переносишь её в ту область, где присутствует чувство неуверенности и незащищенности, а дальше смотришь, что получается. Обычно достойное искусство как раз и исходит из тех крайних состояний, где приходится визуально рисковать.»_

«Я люблю фотографию за её кинематографические свойства и повествовательный стиль. Мне нравится идея синхронности и решающего момента. В темной комнате я всегда могу почувствовать, когда изображение стало целостным. Это понимание того, что синхронность может проявиться и в самом процессе, а не только когда сработал затвор.»

Апокалипсис II, 1967
Верхняя половина этого комбинированного изображения состоит из двух негативов, которые были вставлены рядом в один увеличитель и отпечатаны на пленке. Полученный позитив с симметричными изломами линии горизонта и узором ветвей был затем отпечатан на верхней части листа фотобумаги. Нижнюю часть изображения — силуэты фигур на фоне моря — Уэльсманн отпечатал непосредственно с негатива.

Эквивалент, 1964
Это фото было отпечатано с двух отдельных негативов с черным фоном, который помог скрыть стык. Одинаковое по направлению освещение руки и обнаженной фигуры объединяет два изображения и подчеркивает сходство очертаний.

Без названия, 1973
Сфотографировав картину под углом, Уэльсманн заставляет зрителя невольно переводить взгляд от переднего плана к заднему. Он наложил два изображения и тщательно затемнил места стыков, поэтому они плавно переходят одно в другое на заднем плане.

Без названия, 1972
Верхнюю часть фотографии Уэльсманн изготовил путем совмещения негатива с аккуратно маскированным позитивом того же изображения, и получилось какое-то неестественное сочетание негативных и позитивных тонов.

Без названия, 1969
Фото, помещенное ниже, построено, как видно, на основе трех негативов: двукратно отпечатанного горного пейзажа (одна половина которого развернута в противоположную сторону), странного силуэта, напоминающего гороховый стручок, и повторяющегося изображения дерева, к которому привито другое дерево, имеющее вид корней. Повторив изображение дерева в уменьшенном масштабе и отпечатав его в более светлых тонах, Уэльсманн нарушил симметрию и создал впечатление перспективы.

Официальный сайт Джерри Уэльсманна

www.lomography.com

Похожие записи

No Comments

Оставьте комментарий

Ваш адрес электронной почты не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.