Фотограф Ирвин Пенн

Фотограф Ирвин Пенн.

Фотограф Ирвин Пенн

«Если я смотрю на какой-либо предмет в течение некоторого времени, то зрелище зачаровывает меня. Это и есть проклятье фотографа»
Ирвинг Пенн

Будущий всемирно известный фотограф Ирвин Пенн родился 16 июня 1917 года в Плайнфилд, Нью-Джерси. В возрасте 18 лет Ирвин приступил к изучению четырехлетнего курса рекламного дела в изобразительной школе музея Филадельфии, где Алексей Бродович обучил его основам стиля рекламы. Вдобавок к обучению он был офисным мальчиком и учеником художника, одновременно. В это время, он еще не думал, что станет фотографом.

После окончания учебы будущий фотограф был арт-редактором журнала, занимался живописью, но все это не трогало его до глубины души до одного прекрасного момента.

Ирвин Пенн  начал свою блестящую карьеру фотографа в 1943 году, работая ассистентом художественного редактора журнала «Vogue» Александра Либермана. 26-летний дизайнер имел собственное представление о том как должна выглядеть обложка, но не находил понимания у штатных фотографов журнала. Тогда Либерман посоветовал ему самому взять в руки фотокамеру и 1 октября 1943 года на обложке «Vogue» появилась первая фотография Ирвина Пенна. Эту дату можно считать вторым днем рождения одного из самых знаменитых фотографов XX века.

Для фотографий Пенна характерно использование разнообразных, изобретенных им самим, приемов, коллекцию которых он постоянно пополнял. Это он помещал своих моделей в тесный угол, демонстрируя замкнутое пространство, это Пенн начал использовать однородный фон в белых или серых тонах фон. Однажды он приобрел в неизвестном, обычном магазине не представляющий на первый взгляд никакой ценности ковер. Несколько месяцев ковер служил фоном для съемок, именно его можно рассмотреть позади Джона Дьюи и Альфреда Хичкока. Рука мастера проявилась в том, что для каждой модели, фотограф подбирал определенный кусочек фона, который был отличен от другого куска узором и полутонами.

Фотограф Ирвин Пенн. Лили Коул. 2005.

Фотограф Ирвин Пенн. Лили Коул. 2005.

Своими работами, сделанными в Перу, мастер покорил пол мира. Студия, которую он арендовал у местного фотографа, выглядела очень экзотично: полы из каменной плитки, рисунки на стенах, какой-то непонятный столик, на который облокачивались позирующие модели. Фотограф сделал в этой студии около 200 портретов местных жителей, в том числе «Дети из города Куско» («Cuzco Children»). Он добился огромных высот, стал популярен и достиг завидного профессионализма в своем деле. О достижениях Ирвина можно говорить долго. Коллекция, насчитывавшая около 200 портретов представителей местного жителей, была куплена за $ 175,000.00.

Другой проект Ирвина Пенна представлял собой серию портретов представителей различных профессий, обличенных в рабочую униформу и с атрибутами своей профессии в руках. Каждая модель находилась на белом фоне и освещалась со стороны: это освещение характерно для многих портретных работ Пенна.

Фотограф Ирвин Пенн. Майлз Дэвис. 1986.

Фотограф Ирвин Пенн. Майлз Дэвис. 1986.

Этот человек действительно мог сфотографировать кучу окурков и сделать это шедеврально. Но больше всего фотограф любил делать портреты. «Я помню чувство, что отдаю больше чем имею, что в этот момент я был больше, чем я есть на самом деле, рассказывал не свою историю, а нечто большее», — так попытался описать свои чувства один из фотографируемых.

Его знаменитую фразу «Съемка пирожного тоже может быть искусством» знает каждый уважающий себя фотограф. Ее он сказал, открывая в 1953 году собственную студию. И он действительно умудрялся делать произведения искусства, снимая самые неказистые объекты — груду окурков или набор каких-нибудь на первый взгляд несовместимых предметов. Но самый любимый его жанр — это портрет. Пенн работает самозабвенно, увлекая за собой своих моделей. «Я помню чувство, что отдаю больше чем имею, что в этот момент я был больше чем я есть на самом деле, рассказывал не свою историю, а нечто большее …», — описывал свои ощущения один из фотографируемых. За все время существования фотографии, портретистов, способных вызвать у модели подобные чувства, можно в буквальном смысле пересчитать по пальцам.

Фотограф Ирвинг Пенн.

Ирвин Пенн многие годы снимал для Vogue, его фотоработы очень ценны, они находятся во многих коллекциях и музеях. За свою жизнь фотограф издал как минимум шесть книг. В 1958 году фотографа признали одним из 10 величайших фотографов мира (опрос проводил журнал Роялти).

Ирвину Пенну сильно повезло, так как его учителем стал Алексей Бродович, талантливый дизайнер. Впоследствии Пенн часто говорил со словами благодарности о своем наставника, он считал, что благодаря Бродовичу он получил те необходимые знания, которые потом так ему помогли.
Ирвин Пенн  автопортрет

Ирвин Пенн автопортрет

Хотя, многие считают, что здесь получилось слияние – мастерство учителя и желание ученика учится и постигать новое, как результат, художественные таланты Ирвина Пена раскрылись в полной мере. Начиная с 1937 года иллюстрации Ирвина Пена начали появляться в «Harper’s Bazaar». А после того как учеба закончилась, молодой талант некоторое время работал в «Junior League» художественным редактором. Следующим этапом его карьеры стала такая же должность в магазине с названием «Saks Fifth Avenue».
В 25 лет Ирвин сделал по мнению большинстве необдуманный шаг – он уволился с работы, потом он собрал свои нехитрые вещи и переехал жить в Монако, именно там он всецело отдался живописи. Неизвестно что он там делал и что случилось, но спустя год Пенн уничтожил все что сотворил и вернулся назад в Соединенные Штаты Америки.
В Нью-Йорке Ирвин Пенн снова нашел работу ассистентом у Александра Либермана, который в то время обнимал пост художественного редактора журнала «Vogue». Многие персону Либермана в мире глянцевых журналов считают легендарной личностью, ведь он был фотографом, скульптором, дизайнером и художником одновременно. Благодаря такой универсальности Пенн очень многому научился и многое для себя открыл.
Первыми обязанностями Ирвина Пена на новой работе был подбор фотографий на главную страницу журнала. У молодого человека на то время в голове было много разнообразных идей, но у штатных фотографов журнала просто не было желания внимать просьбам парня и воплощать в жизнь его идеи. И это никак не связано с тем, что в издании были ленивые и бестолковые фотографы. Вся причина заключалась в том, что Ирвин Пенн имел неординарный характер, поэтому с ним мало кто мог уживаться.
Черты характера, несомненно, сыграли определенную роль в развитии его дальнейшей карьеры: не умея сотрудничать с фотографами, Ирвин Пенн принимает решение самолично взяться за камеру. На обложке «Vogue» 1 октября 1943 года появилась его первая фотография. И уже в скором времени Irving Penn начал раскрывать свои неординарные способности в разных областях фотоискусства, благодаря чему и стал одним из самых известных фотографов XX века. В фотографиях Ирвина Пенна большое количество подсмотренных, изобретенных, разнообразных приемов, причем количество их все время увеличивалось. Одним из таких экспериментальных периодов можно назвать «угловой»: Ирвин Пенн сооружал бутафорский угол, куда и помещал свою «жертву». Модели вели себя по-разному: одни нервничали, представляя себя в клетке или тюрьме, другие вели себя совершенно спокойно. Среди позировавших фотографу в этот период было немало знаменитостей, например герцогиня Виндзор.
Временами Irving Penn в работе использовал разнообразные устройства, предметы мебели, например, он модель усаживал на мотоцикл, или мог уложить на кровать, после чего в руки ей давал музыкальный инструмент и т.д. Однажны Пенн купил довольно старый ковер с интересными узорами, которые имели неодинаковую расцветку. Используя различные участки ковра фотограф длительное время использовал его для работы в качестве фона. Режиссер Альфред Хичкок среди прочих моделей также получил свой участок ковра.
В 1948г. Ирвин Пенн, будучи в командировке в Перу, сделал серию фотографий, которые пользовались в последствии большим успехом. Несколько дней в Андах в ожидании самолета не были проведены даром. У местного фотографа Irving Penn арендовал студию, которая выглядела довольно экзотично: рисунки на стенах, полы из каменных плиток, какой-то странный столик, который предназначался в качестве опоры для позирующих моделей. Ирвин Пенн сделал в этой студии примерно 200 портретов местных обитателей, в число этих работ входит и довольно знаменитый портрет Cuzco Children» («Дети из города Куско»). По росту цен на данное творение можно определить рост ее популярности: в 1948г. стоимость фотографии составила всего 10 долларов, в 1978г. – 3000, 1988г. – 35000. В 2008г, 11 апреля, платиновый отпечаток 1971 года с размерами 48,6х50,2 см2 ушел за 529000 долларов!
Над проектом «Small Trades», не менее знаменитым, Ирвин Пенн трудился в 1950-1951 годах в Нью-Йорке, Лондоне и Париже. Моделями для снимков становились люди разных профессий в рабочей униформе и с атрибутами, соответствующими своим профессиям, в руках. Эта серия Irvinga Penna, состоящая из 252 фотографий, стала самой большой.

В1952 году Ирвину Пенну было заявлено, что руководство журнала «Vogue» не в восторге от его работ, поскольку фотографии Пена «прожигают страницы». Irving Penn понял, что редакция хочет видеть слабые и сладенькие работы с хорошенькими девушками в них. Когда Ирвин стал снимать именно то, что так желал видеть «Vogue», его стали печатать – 200-300 страниц в год. Ирвин Пенн вспоминал о тех годах с большой горечью, он говорил, что вместо фотографий он стал производить предметы потребления. Но к большой радости поклонников творчества Инрвина Пенна эти неприятные изменения коснулись только рекламной и коммерческой фотографии.
Говоря о портретной фотографии, то Irving Penn продолжал снимать в своей неподражаемой манере, развивая фотографическое мастерство. В 1957 году Пенном был снят портрет неординарного художника Пабло Пикассо.
Знаменитый антрополог Лионел Тайгер оставил интересные воспоминания об Ирвине Пене, который снимал его в начале 19802-х г. Тайгер говорил, что в момент съемки он понимал, что отдает больше, чем имеет, что рассказывает нечто большее, чем просто свою историю. Антрополог был восхищен тем, что фотограф стремился угодить не заказчику или портретируемому, а взыскательному зрителю.
В 1991г. Ирвин Пенн поделился секретом своего успеха. Он утверждал, что его клиент –это женщина, читающая “Vogue” где-нибудь в Канзасе, и его задача заинтересовать, возбудить и заинтриговать ее.
Мы говорили об Ирвине Пенне, как о фотографе-портретисте, работающем практически исключительно со знаменитыми людьми, но, разумеется, это не отражает в полной мере всего диапазона его фотографических интересов. Irving Penn утверждал, что даже съемка пирожного может стать искусством. На протяжении всей фотографической карьеры Ирвин Пенн доказывал это своими работами. Еще одним излюбленным направлением помимо портера для Пенна были «этнографические исследования»: моделями для таких фотографий становились папуасы Новой Гвинеи в национальной одежде и другие представители подобных народов.
Американский журнал
«Popular Photography» в 1958г. огласил список 10 лучших фотографов современности. В их число вошел и Irving Penn. Как ни прискорбно, но 91-летний Ирвин Пенн на начало 2009г. остался единственным фотографом из «великой десятки».

Похожие записи

No Comments

Оставьте комментарий

Ваш адрес электронной почты не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.