организация фотосъёмки для журнала

В этом году американский журнал Solis Magazine опубликовал мою fashion-съемку “Strong Point”, которую мне помогала создавать команда талантливых стилистов.

И сегодня я хотела бы поделиться не только фотографиями, но и рассказать о проделанной работе.

Успех fashion-съемки, претендующей на журнальную публикацию, только на 50% зависит от уровня мастерства фотографа, вторая половина – это организационная часть, с которой чаще всего и связано большинство проблем. В крупных журналах, с хорошими бюджетами и многочисленной командой, ситуация обстоит иначе: организацией съемок занимается fashion-редактор или творческий (креативный) директор, продюсер или другие представители со стороны издания. Они подбирают стилистов, ищут место для съемки, составляют расписание, организуют питание и т.д. Когда молодой фотограф только вступает в мир fashion-фотографии, это больше похоже на историю человека-оркестра.

Даже при самом удачном сценарии вы, скорее всего, будете совмещать несколько ролей: фотографа, режиссера, творческого директора, организатора и его ассистентов, провизора. От такого количества обязанностей и ответственности (ответственность перед самим собой – порой еще хуже) голова идет кругом и трудно избежать переутомления. Но результат стоит того и, даже не выходя из дома, можно контролировать все элементы процесса подготовки к съемке и эффективно управлять ими.

На примере нашей съемки я отмечу ключевые этапы.

Фотограф: Вера Белявская (Vera Belyavskaya)
Модель: Vanessa Villegas
Стилист: Theo M. Hackney
Визажист: Sabina Sackett
Стилист по волосам: Brian Christopher @ Jus Bee Hair
Ассистент фотографа: Dmitry Martynov

1. Идея. Это первая важная часть. Будет ли идея вашей, придумал ли ее кто-то из стилистов – значения не имеет, так или иначе это и есть отправная точка. Все остальные компоненты в итоге работают на нее. Идея для фотосессии “Strong Point” возникла во время ее обсуждения с моделью Ванессой Виегас, с которой мы познакомились через сайт modelmayhem.com . Она знала, что журнал Solis выпускает в мае номер, посвященный художественному ню, но в формате fashion-съемки. И мы решили создать историю специально к этому выпуску. Журналом также был установлен крайний срок для подачи материала – у нас было три недели. Нагота и одежда – два, казалось бы, противоположных понятия, но нам нужно было их совместить, избежав привычных стереотипов (плэйбойного образа, ванильной женственности и бессмысленной обнаженный натуры). Что понравилось мне с самого начала, так это то, что Ванесса имеет идеальную мышечную структуру, которой могут похвастаться единицы моделей. И я хотела показать обнаженное тело в аспекте красоты его создания, а вовсе не в сексуальности и раскрытии “темы”. Кроме того, мою модель отличает яркий темперамент, артистизм и уникальная, нестандартная, красота. Черты ее лица, сильные и волевые, вдохновили на создание образа женщины-воительницы – она здесь не для того, чтобы соблазнить и ублажить мужчину, а чтобы быть на равне с ним, не уступая ни физической силой, ни силой духа. Здесь отразились также греческие традиции развития культуры тела.

2. Поиск команды/презентация идеи: модель, визажист, стилист по волосам и стилист по одежде или дизайнер одежды, ассистенты – в идеале эти профессионалы должны разделять ваше виденье и внести вклад в реализацию задумки, максимально приближенной к оригинальной идее. Прекрасно, когда ваша команда – это ваши друзья, ближайшие коллеги или знакомые – они понимают вас, разделяют вашу творческую точку зрения и пытаются вам помочь. Но не стоит забывать, что они вполне справедливо преследуют и свои профессиональные интересы и, поскольку работа чаще всего ведется на бесплатной основе, влияние на их работу сильно ограничено. Единственно, что возможно сделать – это представить свое видение настолько ярко и наглядно, чтобы оно полностью завладело их воображением. Эта задача реализуется на этапе презентации концепции. Обычно, при подборе команды вы делитесь идеей. И в этом случае изображение стоит тысячи слов. Старайтесь использовать минимум слов для описания сути. Самое лучшее – это составить так называемый mood board (дословно “доска вдохновения”), в который вы соберете примеры фотографий или любых других изображений, демонстрирующих цветовое решение, текстуры, примеры световых схем, типажи моделей, примеры причесок и макияжа, которые вдохновили вас и задали правильное направление для индивидуального развития каждого элемента вашей фотосессии. Поскольку все специалисты, задействованные для работы над проектом – визуалы, собственно, как и сами фотографы – то использовать лучше именно этот язык. Каким бы способом вы ни искали вашу команду, будь то сайты типа fashionbank.ru и modelmayhem.com или личное знакомство, после лаконичного описания проекта и некоторых его деталей (не перегружайте ваше письмо или разговор лишней информацией – все это можно будет обсудить после того, как стилист или модель подтвердит свою заинтересованность и готовность к сотрудничеству) дайте ссылку mood board. Раньше для создания таких подборок я сохраняла фотографии из Интернета себе на компьютер в тематические папки – неплохой способ, за исключением того, что делиться этими папками и показывать их кому-либо с помощью электронной почты было не так уж и удобно. Но некоторое время назад на помощь фотографу пришел замечательный ресурс pinterest.com . Вы можете создавать папки, сохранять понравившиеся вам изображения, как внутри сайта, так и со сторонних ресурсов, но главное, чтобы показать кому-то вашу коллекцию изображений, достаточно скопировать ссылку папки и отправить ее адресату. Другая потрясающая возможность – вы можете менять настройки каждой папки таким образом, чтобы открыть доступ участникам, зарегистрированным на сайте и добавлять свои фотографии. Эта функция незаменима при коллективной работе над проектом и обмене идеями в режиме реального времени.

3. Детальный план проекта (treatment). В период создания фотосессии “Strong Point”, я посещала курсы по фото-продакшн, из которых узнала много нового и интересного о том, как организуются большие коммерческие и журнальные фотосессии. Это похоже на производство маленького фильма (во многом благодаря бюджету), но меня больше интересовала практическая сторона дела: что могут использовать из этого опыта молодые фотографы? В ходе занятий нам рассказали об этапе, который заключается в создании определенного документа: плана-проекта фотосессии (по-английски это называется \\’treatment\\’). Это PDF-документ, представляющий собой описание всех мыслимых деталей, начиная с краткой, в несколько предложений, характеристики идеи, заканчивая подборкой примеров места съемки, поз модели, свето-теневого рисунка. Это может показаться лишним, но тем продуманная fashion-съемка и отличается от любой другой фотосессии, что на единицу времени (часто один день или меньше) приходится огромный пласт сложно организованной работы. И чем лучше все спланировано, тем легче будет реализация, меньше усталость и больше удовлетворение всех участников, не говоря уже о непосредственном результате – фотографий. Фотограф не может руководствоваться принципом “я выберу фотографии после съемки” – такие эксперименты не гарантируют 100%- предсказуемый результат. Вы должны заранее знать, какие изображения хотите получить, создавая журнальную фотоисторию, а не набор, случайных хороших картинок. Кроме того, работая над treatment, вы обдумываете все мельчайшие подробности, выстраиваете в своей голове целостную и ясную концепцию и, таким образом, избегаете неприятных неожиданностей в момент фотосессии, а что более важно, отправляя план другим участникам, вы действительно согласовываете с ними все важные детали, не боясь услышать: “О! А я не знал, что свет будет выглядеть так и вот так, я иначе понял твои слова…” Очень важно однозначно понимать визуальный язык друг друга. Я могу назвать еще одну причину для составления плана проекта – эта причина психологическая. Суть ее заключается в том, что фактически являясь главным исполнителем и директором проекта, фотограф реализует в своем лице лидера творческой группы, которого должны воспринимать и, не побоюсь этого слова, слушаться. Когда посредством подобного строгого и кропотливого планирования вы демонстрируете своим коллегам серьезность отношения к проекту, вовлеченность и даже фанатизм – это, как говорилось в одном известном фильме, “наводит на людей суеверный ужас”, что, в свою очередь, заставляет их более ответственно относиться к работе, уважать и считаться с вашим мнением как фотографа и идейного вдохновителя. В план нашей фотосессии, который вы можете скачать пройдя по ссылке, включены все этапы. В действительности, это финальный вариант, который я еще раз отправила всем участникам после согласования гардероба и стиля. До этого момента я рассылала план несколько раз: первый раз это был общий вариант, содержавший описание идеи, фото модели, подборку вдохновения, позы, свет, идеи для макияжа и прически. На более поздних этапах я добавила гардероб и световые схемы – их мы обсудим в следующих пунктах.

Скачать Treatment https://www.hightail.com/download/bXBiYkJuT2JVbTljR05Vag

4. Согласование и утверждение гардероба и стиля. Сама суть fashion-съемки – это презентация одежды посредством изображения. Этот жанр портретной фотографии давно ушел от своего практического применения и стал огромным источником вдохновения и даже видом искусства. Фотографы имеют неограниченную свободу в выборе технических, композиционных и художественных приемов для создания таких фотоисторий. Неизменным условием остается только одна составляющая – гардероб. Какой бы гениальной ни была идея и ее реализация, ни один модный журнал не примет съемку с плохо продуманным или невыразительным стилем одежды. Это означает, что стилист по одежде или дизайнер/модельер – один из наиболее важных участников. После того, как он утвержден, обсуждается идея фотосессии, с ее многочисленными примерами в mood board. В этой дискуссии также принимают активное участие визажист и стилист по волосам, так как их профессиональных вклад должен сочетаться с концепцией. В среднем журналы принимают от 4-6 до 6-12 индивидуальных изображений, которые будут оформлены в развороты (по 2 фото, или одно – на разворот), а возможно использованы для обложки. И в условиях публикации почти каждого журнала вы найдете, что одежда и часто макияж/прическа не должны повторяться. И если в случае с макияжем/прической бывают исключения, с гардеробом – почти никогда. Когда вы определились с общим стилем одежды, стилист сделает для вас подборку примерных вещей (одежда, обувь, аксессуары), которые он сможет взять в аренду у дизайнеров или в магазинах. Но фотограф, со своей стороны, должен дать стилисту или дизайнеру четкое представление сколько финальных изображений будет сделано. Если вам нужно 10 разных фотографий, а стилист сможет достать только 7-8 единиц, очевидно, что этих вещей не достаточно, чтобы одеть модель в каждом отдельном образе. При нехватке одежды вы можете использовать beauty-образы, то есть крупные портреты модели, представляющие только макияж и/или прическу – это хороший ход, но лишь для одного-двух изображений. Итогом этого этапа должен стать полный список одежды, собранный стилистом в отдельные комплекты одежды/обуви/аксессуаров для каждой фотографии, чтобы во время фотосессии ни фотограф, ни члены его команды не тратили время на “во что же нам одеть модель”. Когда гардероб утвержден, к процессу подключаются стилист по волосам и визажист, которые так же обсуждают с фотографом, какой макияж (цвета, текстуры и т.д.) и какие укладки будут использованы для каждого отдельного образа.

5. Выбор места съемки. В нашем распоряжении всегда два варианта: съемка в помещении или на открытом воздухе. И в том, и в другом случае ваша команда должна быть заранее в курсе сделанного выбора. Фотограф соотносит место съемки с выбранными и утвержденными образами, подбирает определенное окружение или фон (особенно если планируется съемка в нескольких местах или в одном месте, но с меняющими обстановками). В фотосессии “Strong Point” это решение было простым – мы работали в студии с белым фоном.

6. Техническое, композиционное и художественное решения. Об этом можно говорить очень долго и детали зависят от конкретной съемки:

 

    • самым первым решением станет выбор “цвет или чб” – этот вопрос напрямую связан с гардеробом и макияжем. Несмотря на все возможное богатство цветов, много журнальных фотосессий выполнены в черно-белом варианте. Это должно быть оправдано хорошим контрастом (не путать с высоким контрастом, я имею в виду, выразительный контраст, работающий на интересную тональную передачу) и текстурами. В нашем случае характер аксессуаров, обуви и предметов гардероба, а также красивая кожа модели остановил мой однозначный выбор на чб. Обсуждайте этот вопрос со своими стилистами, как они видят идею будущей фотоистории, что важно для них и как это сочетается с вашим собственным видением. Помните, что использование цвета должно быть оправдано самим цветом – нет ничего хуже невыразительной палитры, причины для сохранения которой не очевидны. С другой стороны, ответьте на вопрос: “Не потеряет ли идея, если мы откажемся от цвета?” Любое решение должно быть осознанным. Бывают фотосессии, в которых используются как цвет, так и черно-белые изображения в сочетании. Выбор за вами!

 

    • к техническим аспектам относится выбор камеры (формат/способ регистрации изображения), оптики и световой схемы (источники света). Какими бы ни были ваши технические и финансовые возможности, не стоит терять голову из-за этого вопроса. Безусловно, рисунок объектива и размер светочувствительного элемента имеют значение, но еще более важно, как вы владеете композицией, понимаете свет и умеете найти контакт с моделью. Поверьте, при общих равных условиях не так страшно использование более простой камеры, как отсутсвие знания, что делать со всем остальным;

 

    • характеристики света и его рисунок зависят от настроения фотосессии и цвето-тонового решения. В нашей фотосессии выбор световой схемы был продиктован желанием подчеркнуть красивую структуру обнаженного тела, обозначить его рельеф, выделить фактуру кожи и предметов гардероба. Боковой рисующий свет прекрасно справлялся во многих кадрах, но свет “Рембрандт” идеально подошел для портретов в анфас. Кроме того, использование белого равномерного фона сделало изображение минималистичным и легким по стилю, без неприятного и часто ожидаемого напряжения, связанного с темой оружия и доспехов. Выбор значений диафрагмы f/11,f/13 также сработал на выявление текстур. Длиннофокусная оптика позволила сохранить разумную дистанцию с моделью и сократить перспективу пространства в условиях небольшой домашней фотостудии.

 

7. Раскадровка/создание эскизов. Создание фотоистории похоже на съемку короткометражного фильма. Многие фотографы, в том числе Питер Линдберг, выступают в роли режиссера такой истории и делают эскиз-раскадровку для своих фотосессий, особенно сюжетных. Это позволяет иметь перед глазами четкий план действий и не терять линию визуального повествования. Здесь совершенно не имеет значения навык рисования, вы можете делать красочные картины к каждой фотографии или простые схемы с “человечками-огуречками” – главное, четко представить каждый отдельный кадр. Рисунки можно дополнить полезными комментариями по макияжу, гардеробу, свету и т.д. Я помню об одном неудачном опыте, когда я еще не думала о рисунках, и стилист по одежде хотела иметь по 5-10 вариаций для каждого образа. В результате, мы неправильно распределили время съемки и не смогли сделать главное – закончить фотоисторию. Я хочу добавить, что включение рисунков в план проекта всегда помогает донести до коллег-участников мысль, что в плотном графике фотосессии нет места вольным импровизациям и все будут следовать четкому плану.

8. Напоминания. Возвращаясь от творческих решений к организационным, фотограф (или его ассистент) должен обеспечить присутствие всех членов команды в нужное время в нужном месте. Для этого лучше всего отправить по электронной почте групповое письмо всем участникам, в теле которого, или как вложение, указывается название съемки, дата, время, адрес, все участники проекта, их контакты или контакты фотографа/его студии/ассистента. Вопросы питания должны быть указаны в особой графе. Например, я уточнила, что вода, чай и кофе будут доступны на площадке, еду можно заказать он-лайн самостоятельно, а также на кухне есть микроволновка, если кто-то захочет привезти еду с собой. “Зачем такая щепетильность?” – спросите вы… Ну, во-первых, это показывает ваше уважительное отношение к людям, с которыми вы будете работать много часов подряд и за которых, вы так или иначе ответственны. Во-вторых, работая на таком высоком уровне, вы повышаете вашу планку на уровень больших клиентов и журналов.

9. День съемки.

 

    • Хороший сон накануне, сбалансированный завтрак, чашечка кофе или крепкого чая и шоколадка – это залог здорового физического начала долгого рабочего дня. Все системы вашего организма должны работать хорошо и мозг должен быть отдохнувшим. Не забывайте о проветривании помещений и пейте больше воды в течение дня – это поможет вам сохранять бодрость духа и защитить организм от быстрого утомления. Помните, что ваше тело должно работать на вас, а не против вас, и соблюдение этих простых рекомендаций превзойдут ваши ожидания.

 

    • Следующий важный момент, который станет необходимым условием слаженной работы и экономии сил и времени – это планирование. Распишите примерный распорядок дня – это даст вам и вашей команде ощущение реальности времени и предстоящего объема работы. Зная расписание, каждому из участников легче планировать свою часть работы, перерывы, подготовку между образами.

 

    • Никогда не исключайте человеческого фактора и права на ошибку ваших коллег. Это нормально до той поры, пока не становится откровенной безответственностью. Всегда надейтесь на лучшее, но никогда не упускайте из виду, что в самый важный момент может случится любой форс-мажор. Многие ситуации поправимы, если выявлены заранее. Кроме стихийных бедствий и несчастных случаев, реальная угроза обычно лежит в поле неисправности того или иного оборудования, и здесь задача фотографа – вовремя (то есть, непосредственно накануне великого дня) проверить всю аппаратуры и ее наличие на съемочной площадке. Второй, и очень вероятный сценарий: стилист забывает один или несколько предметов гардероба. Попросите его в начале съемочного дня развесить и подготовить всю одежду – именно в этот момент и обнаруживается недостача. И если такое произошло, у стилиста еще есть время привезти вещи, пока модель красят и прочесывают.

 

    • На больших журнальных фотосессиях давно уже принято получать мгновенную обратную связь через монитор, на который изображения передаются через wi-fi или кабель. С одной стороны, – это хорошая функция для быстрой проверки резкости, макияжа и т.д. Но с другой стороны, – стилисты “прилипают” к мониторам и каждый рвется увидеть свою работу в действии вместо того, чтобы следить, как сидит одежда на модели и поправлять макияж и прическу. Поэтому сразу объясните коллегам, что они смогут посмотреть отснятый материал позже, но не в момент съемки. Кроме того, поясните участникам проекта, что передача изображений в реальном времени, которая делается на съемках для журналов – это иной процесс, поскольку в его случае просматривают фотографии редактор моды, технические ассистенты и ретушеры.

 

10. Ретушь/обработка. Проделав такую огромную работу, вы практически вышли на финишную прямую. Ретушь – это завершение вашего проекта, его шлифовка и доведение до конечного состояния. Отведите время на хорошую ретушь – это не то, на чем стоить экономить. Помните, что даже если журнал выходит только в электронном виде, скорее всего читатели будут иметь возможность просмотреть фотографии в полном разрешении, на которых будут видны все мельчайшие подробности. Молодые фотографы часто совершают одну и ту же ошибку: они уделяют слишком много внимания ретуши кожи,(в результате чего почти всегда перебарщивают и получат пластиковую текстуру), но в то же время пропускают торчащие из одежды нитки, пылинки, поехавшие петли, выпавшие волосы, неровный маникюр, пятна на фоне и т.д. Никому не нужна идеальная кожа модели (если можно считать пластик идеалом), когда одежда и аксессуары выглядят неопрятно. Потратьте достаточно времени на каждое изображение, чтобы, в конце концов, вам не было стыдно за выполненную работу – по ней судят не только о вашем мастерстве, но и об уровне специалистов, с которыми вы работали. В случае с фотосессией “Strong Point” мы были поставлены в очень жесткие временные рамки, так как достаточно поздно узнали о журнале и у меня оставалась только неделя на ретушь. При работе с обнаженной натурой, текстура кожи и ее почти физическое осязание посредством зрения приобретает особое значение, она становится дополнительным выразительным средством, художественным приемом и обогащает фотографию. Я использую только инструменты Photoshop без дополнительных плагинов и фильтров и всегда чищу кожу вручную. Техника ретуши, которую я применяю – это подборка и совмещение нескольких приемов, но основной метод описан на сайте photoindustria.ru (авторы статьи Алиса Еронтьева и Дмитрий Никифоров). Я считаю, что всегда надо сохранять текстуру кожи, чтобы она выглядела здоровой и настоящей. Помимо тела, я внимательно обследовала и привела в порядок все металлические и кожаные поверхности аксессуаров, обуви и оружия, чтобы они выглядели хорошо. В изображении с двумя мечами мне пришлось дорисовывать белый фон, так как маленькая студия не оставила нам выбора. Изначально этот кадр задумывался как вступительный, и я намеренно оставила место для названия под тенью левой руки, но журнал выбрал другую фотографию.

11. Отправка в журнал. Ну вот и настала эта волнительная минута!

 

    • Еще раз внимательно ознакомьтесь с условиями отправки фотографий на сайте журнала, перечитайте их снова и снова, чтобы ничего не упустить. Редакторы небольших Интернет-журналов обладают очень ранимой нервной системой и, если что-то в вашей подаче не соответствует их требованиям, они не пощадят никого, какой бы замечательной ни была фотосессия. Скажу больше, я читала интервью с одним редактором подобного журнала (достаточно известного и успешного) и он сказал, что даже не откроет письмо, если увидит неверную тему письма, или если нему не обратились по имени. Как выяснилось, найти его имя на сайте журнала невозможно, на что он ответил: “Научитесь пользоваться Гуглом!” Думаю, что такой холодный формализм – ничем неоправданная глупость, но изменить мы этого не можем и все, что нам, фотографам, остается – принять правила игры. Другими словами, насколько возможно, строго следуйте всем условиям журнала – это залог того, что вашу фотосессию увидят нужные глаза.

 

    • Отправляйте фотографии в той последовательности, в которой вы хотели бы увидеть их в публикации. Даже если журнал разместит их по-своему, он увидит целостную историю, а не разрозненные красивые фотографии.

 

    • Проверьте все ошибки и опечатки в списке участников фотосессии.

 

    • Проверьте, что ваша электронная почта исправно работает. Первый раз я отправила фотосессию “Strong Point” со своей рабочей почты. Когда ответа не было уже неделю, я не беспокоилась, потому что знала, что процесс рассмотрения фотосессий занимает от 2 до 3 недель. И вдруг я обнаружила, что все письма с моего рабочего адреса уходят в спам. Как давно это случилось, я не знала. В голове помутилось от мысли, сколько возможностей было упущено и сколько моих предложений и запросов осталось без ответа, но ничего не поделаешь. Я тут же отправила все еще раз с личного адреса – ответ пришел через 15 минут – фотосессию не только приняли, но и попросили написать статью.

 

 

Вот, пожалуй, и все! :) Я осветила все основные моменты, нюансы и этапы работы. Очень надеюсь, что мой опыт будет полезным и пригодится. Буду рада ответить на ваши  вопросы – пишите…

 

автор Vera Belyavskaya

Похожие записи

No Comments

Оставьте комментарий

Ваш адрес электронной почты не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.