Профессия киномеханик. Юрий Леечкис. Культура пленки

Профессия киномеханик. Юрий Леечкис. Культура пленки

Старший инженер по показам: Юрий Леечкис

Старший инженер по показам Дома кино Юрий Петрович Леечкис рассказывает о традициях советской 3D-проекции, дает совет, как справиться с дефицитом государственного финансирования, и доходчиво объясняет, почему живое изображение с пленки — всегда лучше «цифры»

Мои кинопрофессии

Я родился в Ленинграде, в семье, тесно связанной с кино. Мои родители работали на местном ленинградском заводе киноаппаратуры КИНАП, который затем был преобразован в ЛОМО (ленинградское оптико-механическое объединение). Во время войны мы уехали в эвакуацию в Самарканд, чтобы они смогли продолжить работу на КИНАПе. Детство я провел в Одессе, и мы каждые выходные смотрели всем двором кино на 16-мм проекторе. После окончания одесского киноинститута я стал работать на Одесском КИНАПе, там же, где служил и мой отец.

Профессия киномеханик. Юрий Леечкис. Культура пленкиСтарший инженер по показам Дома кино Юрий Петрович Леечкис / Фото: Виктор Вытольский

В 1966 году я устроился в лабораторию кинопроекционной техники НИКФИ (Научно-исследовательский кинофотоинститут — примечание tvkinoradio.ru). Мы испытывали аппараты, писали для них исходные требования, проводили эксплуатационные мероприятия в кинотеатрах, например, испытывали первые платтеры для кинозалов. Вместе с лабораторией стереоскопических исследований в НИКФИ мы также оснащали кинотеатры стереопроекцией. До сих пор я числюсь сотрудником НИКФИ.

С 1967 года руковожу показами кинофильмов на Московском кинофестивале. В этом качестве я смог завести «шапочное» знакомство с такими метрами, как Феллини и Форд Коппола. В 1985-м году впервые в СССР была показана картина Френсиса Форда Копполы «Апокалипсис сегодня», и я руководил этим показом. После того, как он прошел, Коппола лично поблагодарил меня, подписав буклет, посвященный фильму — «спасибо для Юры».

С начала 1990-х я работаю в Доме кино старшим инженером по показам.

Советская 3D-проекция

Профессия киномеханик. Юрий Леечкис. Культура пленки

Старший инженер по показам Дома кино Юрий Петрович Леечкис / Фото: Виктор Вытольский

В советское время в каждом большом городе был стереокинотеатр. Лично я налаживал стереопоказы в Таллине. Единственный советский «Оскар» за технику мы получили за «Стерео-70», сделанный в НИКФИ (премия была вручена американской киноакадемией в 1991 году — примечание tvkinoradio.ru). В наши дни стереопоказы ушли практически «в никуда»: ведь стереофильмы больше не делают.

Однажды я позвал охранников из Дома кино посмотреть стереокино в НИКФИ. После просмотра они сказали: «Мы больше не пойдем в 3D-кинотеатры». Стереофильмы, сделанные в НИКФИ, были настоящими, они сняты «по науке» — все было четко определено, и таковы традиции советского стереопоказа. Кроме прочего, стереопоказ можно было запустить с обычной кинопленки — для этого в киноаппараты ставилась специальная насадка.

О разнице между старшим инженером по показам и киномехаником

Киномеханики и инженеры обычно задействованы только в момент показа картины, а также в течение двух часов до и после него: это необходимо, чтобы подготовить копию к трансляции. Я работаю каждый день: составляю график показов и слежу за организацией процесса в трех аппаратных.

Об аппаратуре, которая используется в Доме кино

Профессия киномеханик. Юрий Леечкис. Культура пленки

Кинопроектор в Доме Кино / Фото: Виктор Вытольский

«Голь на выдумки хитра». На нынешние пленочные копии принято ставить цифровой звук, аппаратура для считывания которого в Доме кино отсутствует: не хватает финансирования. Поэтому нам пришлось проявить смекалку: мы «врезали» в аналоговый звуковой считыватель кинопроектора звукоблоки и цифровые датчики Dolby Digital.

Для показа цифровых копий кинофильмов мы используем зарубежный аппарат DLP Cinema, который был установлен в Большом зале Дома кино около пяти лет назад. Аппарат состоит из трех частей: это проектор, сервер и звуковой усилитель. Загрузка фильма на сервер по времени эквивалентно длительности картины. Когда фильм загружен, он готов к воспроизведению.

Как происходит кинопоказ

В советское время показы происходили следующим образом: редакторы заказывали копии фильмов и ставили их в фильмотеку Дома кино. Оттуда их брали мы, проверяли, делали точки для переходов с поста на пост. После этого копии были готовы к показу. В нужное время мы заряжали их в кинопроектор и демонстрировали. В наши дни пленочные копии точно так же берутся из фильмотеки Дома кино, либо из коллекции Госфильмофонда.

В течение последних двадцати лет в Доме кино проходят показы цифровых DCP-копий, а также трансляции с USB-носителей и DVD-дисков. DCP-копии мы загружаем в сервер цифрового проектора, а материалы с флешки и DVD — на жесткий диск компьютера.

Профессия киномеханик. Юрий Леечкис. Культура пленки

Работа с «цифрой» / Фото: Виктор Вытольский

Неважно, с пленкой ли мы имеем дело или с «цифрой», но чтобы показ происходил гладко, киномеханик должен точно знать, когда ему запускать ленту. Перед премьерами в Доме кино обычно выступают участники команды: актеры, режиссеры, продюсер и так далее. В это время на экран мы выводим заставку с названием картины. Как только контролер гасит свет, мы сразу начинаем показ. Важно, чтобы фильм был предоставлен в срок, и у нас оставалось время его «закачать» — в случае с «цифрой», или проверить, если мы говорим про пленку.

Пленка и ее «подводные камни»

Профессия киномеханик. Юрий Леечкис. Культура пленки

Работа с пленкой / Фото: Виктор Вытольский

Когда к нам приходит пленка, мы обязательно должны удостовериться, что она перемотана на начало. Если этого не сделано — мы ее перематываем сами. Если на ней есть заусеницы или трещины, киномеханик ее подклеивает. После этого пленка укладывается в коробки для показа. Обыкновенно один фильм делится на несколько частей длительностью 10-15 минут.

Профессия киномеханик. Юрий Леечкис. Культура пленки

Кинопроектор в Доме кино / Фото: Виктор Вытольский 

Чтобы обеспечить непрерывность кинопоказа, традиционно используются два кинопроектора (или, как еще говорят, — два поста). В конце каждой бобины с пленкой киномеханик ставит две метки с разницей примерно в семь секунд, позволяющие вовремя перейти с одного поста на другой. Когда на экране появляется первая метка, механик включает «мотор» на втором аппарате. После второй метки, он переводит показ на другой аппарат: заслонка на втором аппарате поднимается, а на первом автоматически падает.Несмотря на сложность процесса, живое изображение с пленки — всегда лучше. Пленка играет с резкостью, лучше передавая акценты, она интереснее по фактуре и цвету. Когда показываешь фильм на пленке, в центре экрана изображение часто более яркое, а края — темные. «Цифра» же, напротив, дает плоское и резкое, достаточно однородное изображение. Даже учитывая тот факт, что цифровые показы в разы проще и удобнее, культуру пленочных показов необходимо сохранять и развивать.

Есть ли будущее у Дома кино?

Профессия киномеханик. Юрий Леечкис. Культура пленки

Старший инженер по показам Дома кино Юрий Петрович Леечкис / Фото: Виктор Вытольский

Бывает, в месяц в Доме кино не проходит ни одного показа на пленке. А бывает — 5 или даже 7. Но в целом их количество только сокращается, и одна из причин этого в том, что многие фильмы, снятые на пленку, переводят в цифровой формат. Но и показов в других форматах в Доме кино гораздо меньше, чем в прежние времена. В Москве резко увеличилось количество кинотеатров, кроме того, у зрителей появилась возможность смотреть фильмы дома, даже на телефоне.
Премьеры новых российских картин теперь чаще проходят в «Октябре», чем в Доме кино. Но раньше Дом кино был местом силы — здесь в обеденное время можно было встретить Тарковского, Михалкова и Рязанова, сюда приезжали звезды мировой величины.

Похожие записи

No Comments

Оставьте комментарий

Ваш адрес электронной почты не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.