Завидная биография. Фотограф Ольга Ландер

Автор: Владимир Серегин

Завидная биография. Фотограф Ольга Ландер.

Фотограф Ольга Ландер

Легендарные годы войны и легендарные люди — фрон­товики. Легенда из легенд— женщины на фронте.

Мы с уважением говорим о фоторепортерах. Мы скло­няем голову перед подви­гом военных фотокоррес­пондентов, и мы должны мобилизовать все мыслимое чувство благодарности к женщинам — фронтовым фотокорреспондентам. Их было на всю Действующую армию считанные единицы. А на огромный 3-й Украин­ский фронт — одна. Ольга Александровна Ландер. Страшная эпоха — война, но, по законам диалектики, в ней была и прекрасная особенность. Испытания тако­го масштаба потребовали от каждого человека полно­го, исчерпывающего духов­ного раскрытия, выявления всех наличных нравственных и физических ресурсов. Не окажись Ольга Ландер по воле судьбы, но прежде всего по собственной воле, сотрудником фронтовой га­зеты «Советский воин», мы, быть может, так и не узна­ли бы о поразительном бу­кете ее человеческих и про­фессиональных качеств, а значит, и сами утратили бы что-то важное и серьезное.

Фотограф Ольга Ландер

Фотограф Ольга Ландер

Мужество. Весной сорок четвертого наши войска ве­ли наступление в районе Кривого Рога. Ситуация сло­жилась чрезвычайно слож­ная—из-за распутицы и страшной грязи отстали ты­лы с боеприпасами и горю­чим. Солдаты и местные жители перетаскивали ящи­ки со снарядами на руках за пятнадцать-двадцать ки­лометров. Фронтовой газе­те «Советский воин», где служила Ольга Ландер, не­обходимо было напечатать снимки, показывающие эту тяжкую военную работу. Накопились у редакции и другие нужды в фотографи­ях. А главное, фоторепор­теру дали задание — обяза­тельно разыскать конно-ме­ханизированный корпус ге­нерала Плиева, приближав­шийся к этим краям. Машины были на тех доро­гах бесполезны. Потребо­вать самолет никому и в го­лову не пришло. Коррес­пондент О. Ландер отпра­вилась в командировку пешком. Семь суток пона­добилось ей, чтобы отснять десяток тем и добраться до плиевских казаков. Семь су­ток! Комментарии излишни.

Военные фотокорреспонденты в редакции журнала

Военные фотокорреспонденты в редакции журнала “Советское фото”. Ольга Ландер – в центре. Фотография: Николай Рахманов.

Женственность. «На войне я под мужика не рядилась. И женского облика не теря­ла», — обронила в разгово­ре Ольга Александровна, и за ее словами стояло мно­гое. Не будем спорить о том, кок понимать слово «женственность» в подоб­ных условиях. Но одета Оль­га Александровна была в ладную, по фигуре пригнан­ную шинель, пилотку носила ловко и красиво. Старалась выглядеть хорошо, впрочем, это не помешало ей однаж­ды проползти в новенькой шинели несколько сот мет­ров под ожесточенным ог­нем да по жидкой грязи — надо было добраться до наблюдательного пункта командира 236-й дивизии генерала Фесина, чтобы поздравить его с присвое­нием звания Героя Совет­ского Союза и сделать снимок на первую полосу.

Фотография Ольги Александровны Ландер

А щегольскую пилотку про­било как-то раз осколком мины в разгар съемки… Женщина на фронте — это было невероятное и зага­дочное явление даже для тогдашних читателей газеты «Советский воин». Поэтому, когда под боевыми снимка­ми появлялась подпись «О. Ландер», никто и не предполагал, что «О» — это не Олег или Остап. И толь­ко 8 марта 1944 года газе­та напечатала «тематиче­скую» фотографию — сер­жант Валентина Грибкова, в прошлом продавщица мод­ных шляпок, вытаскивает с поля боя раненого солдата. А внизу — подпись: Ольга Ландер. Это была сенсация. Гордость. Нужно было сфо­тографировать кавалера ор­дена Славы. Ландер при­была на огневые позиции минометной батареи млад­шего сержанта Дедикова, награжденного двумя орде­нами Славы, сфотографиро­вала его и решила возвращаться в редакцию. Но в этот момент наблюдатели обнаружили скрытное передвижение гитлеровцев по узкой лощине. Батарея по­лучила приказ обстрелять врага. И тут было еще не поздно уйти, никто этого да­же и не заметил бы. Она не ушла. Как легко понять, на залпы наших минометчи­ков противник ответил плот­ным огнем, а в бою не бы­вает без потерь…

Фотография Ольги Александровны Ландер

Ландер вернулась невреди­мой. В редакции узнали о том, что она без всякой нужды осталась под огнем на передовой, и редактор И. Филиппов резко выгово­рил за это фотокорреспонденту. Она вспыхнула и от­ветила: «Я не могла допус­тить, чтобы обо мне подумали плохо».

Преданность делу. Фотогра­фировать — трудно. Хорошо фотографировать — еще труднее. Фотографировать хорошо и быстро—не прос­то трудно, а сверх всякой меры. В мае сорок третьего на страницах «Советского воина» была опубликована двадцать одна фотография О. Ландер Цифра эта гово­рит больше любых слов. Но полковник в отставке Н. Фи­липпов утверждает, что не­редко молодому фотокор­респонденту возвращали неудачные ее работы, изо всех сил стараясь не оби­деть Ольгу. И она не оби­жалась, что подтверждается результатами. Постепенно научилась, выработала в се­бе шестое, седьмое и все прочие чувства, необходи­мые репортеру. Вот пример проявленной интуиции, поз­волившей предугадать со­бытие. Номер газеты от 24 февраля 1944 года редакция решила целиком посвятить тому, как отпразднуют День Советской Армии войска фронта. Значит, все мате­риалы — срочные. Ландер обязали дать портрет лет­чика, сбившего в этот день вражеский самолет. Но как найти его? А вдруг 23 фев­раля вообще не произойдет воздушных боев? Или, что еще вероятнее, бои прои­зойдут, самолеты противни­ка будут сбиты, но в каком авиаполку это случится? Ин­сценировать такой кадр не­возможно. И не нужно. И не понадобилось. Ольга все рассчитала точно и оказа­лась в тот самый момент и в той самой точке, где бое­вые друзья обнимали летчика-истребителя Буйкевича, только что сбившего гитле­ровского аса.

Фотография Ольги Александровны Ландер

Ольга Александровна вос­питала в себе еще одно профессиональное качество, которое дорого стоило и в те годы, а сейчас ему прос­то нет цены. Снимая в таких трудных условиях и в такой спешке, она всегда, чего бы это ни стоило, успевала за­писать в блокноте, кто именно оказался в кадре, и не только фамилию, но и номер подразделения, час­ти, соединения, место съем­ки и обстоятельства ее. Историчность — так я наз­вал бы главное свойство фо­тодокументов, созданных этой женщиной. Она соби­рается теперь передать свой военный архив музею Советской Армии. Нет сомне­ний, что этот дар будет при­нят с признательностью.

У Ольги Александровны Ландер завидная биогра­фия. Она сумела быть не­обходимой людям и време­ни. После войны она, лей­тенант запаса, продолжала делать свое репортерское дело, работать в газете «Со­ветская Россия». Объездила с фотокамерой всю страну, остановила тысячи прекрас­ных мгновений, запечатлела будни и праздники великих строек.

…Тут надо что-то сказать для завершения этих заметок, что-то такое, что ска­зать непросто Ну, в об­щем… Спасибо вам, Ольге Александровна! Спасибо за все!

Владимир Серегин

Похожие записи

No Comments

Оставьте комментарий

Ваш адрес электронной почты не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.