Значение зрительного контакта в уличной фотографии

Автор эссе – Саймон Кинг (Simon King) – лондонский фотограф и фотожурналист, в настоящее время работающий над рядом долгосрочных проектов документальной и уличной фотографии. Вы можете следить за его работой в Instagram. Саймон также преподает курс уличной фотографии в UAL (Лондонский Университет Искусств), в статье представлены его работы.

Есть так много факторов, влияющих на уличную фотографию, что зрительный контакт для меня отходит на второй план, если кто-то смотрит в кадр, я этому не препятствую. Как мне кажется, взгляд в камеру очень редко создает или разрушает изображение. Чаще я думаю о том, чего можно достичь с его помощью в проекте, который я реализую, если это не работает –  я избегаю таких снимков.

Для многих приверженцев “правильной” уличной фотографии взгляд в камеру подразумевает, что фотограф как-то  был пойман или замечен, но я не подписывался под договором о скрытности в уличной фотографии. Я часто вижу, как фотографы беспокоятся о том, что их воспринимают как делающих что-то неправильно, как им делают замечания. Но я полагаю, что конфронтация с тем, кого мы фотографируем, больше зависит от нашего к нему отношения и языка тела, нашего поведения во время съемки, чем от самого акта фотографирования.

“Кстати, откуда взялась такая глупость: почему в школах учат снимать людей так, чтобы они не смотрели в камеру?” – режиссер Крис Маркер
"Без солнца" / "Sans soleil" (1983) Крис Маркер

“Без солнца” / “Sans soleil” (1983) Крис Маркер

Просто потому, что фотография показывающая субъект, вступающий в зрительный контакт с фотографом, не обязательно означает, что вообще происходит конфликт. Но я думаю, что уличный фотограф, который хочет проработать этот аспект съемки, должен работать над такими вещами, как снижение градуса конфронтации и понимание социологии, а не углубляться в различные детали и нюансы, которыми полны сборники правил по уличной фотографии.

Я не думаю, что устоявшиеся правила уличной съемки – это самый лучший способ оценить потенциальную ценность взгляда в камеру для будущего снимка. Они конечно нужны для всех жанров, которые включают фотографирование живых существ, но часто это рамки ради рамок.

Понимание того, что вызывает зрительный контакт, означает, что я могу использовать его для проработки нюансов и вызывать иные эмоции.

Поскольку моя работа на улице, почти полностью незаметна для тех кого я снимаю, за исключением некоторых портретов, сделанных с разрешения, фотографировать мне легче без зрительного контакта. Если все же я хочу его получить, то этого легко добиться, просто ждешь на секунду дольше, или делаешь что-то, чтобы заметили камеру и после жмешь на спуск затвора.

Для меня визуальный контакт, как и любой другой элемент изображения, должен выполнять определенную функцию, а не просто представлять эстетику или что-то, что заставляет вас больше думать о жанре снимка, чем о самом изображении.

Я думаю, что функция зрительного контакта в фотографии, такая же как и зрительного контакта в реальной жизни, заключается в создании прямой связи — между объектом и аудиторией. Взгляд в камеру создает вещи, которых иначе не достичь.

В момент прямого зрительного контакта, фотограф становится более приземленным существом, присутствующим и вовлеченным в сцену. Взгляд соединяется с объективом и простирается наружу к зрителю,что может привести к непосредственной человеческой связи с субъектом съемки, а также к раскрытию сообщения, которое фотограф пытается передать.

Функция отсутствия зрительного контакта не обязательно подразумевает противоположность связи — напротив, я думаю, что она может предложить нечто совершенно отличное. Я думаю, что если субъект смотрит на что-то внутри кадра, то это создает связь между этими объектами, но если он смотрит вне кадра – это то, что я предпочитаю в своих работах – то это подразумевает целый мир вне фотографии; что сцена существует, несмотря и независимо от роли фотографа.

Существование мира за пределами кадра открывает множество интерпретации, и это поддерживает интригу и интерес, которые остаются со зрителем. Равным образом , зрительный контакт может быть достаточно мощным, чтобы создать эмоцию, которая тоже остается со зрителем, но сделает ограничения кадра более очевидными.

Зрительный контакт может предложить субъектам немного больше свободы действий, поскольку он подразумевает, что они были в некоторой степени осведомлены о создаваемом образе. Это не обязательно всегда так, но если они знают о фотографе, они знают и о потенциале создаваемого изображения.

На фотографии, где никто, кажется, не знает что его фотографируют, мы, как зрители, знаем и видим то, что видел фотограф во время съемки. Этот дисбаланс знаний может быть особенно полезен, когда речь заходит о фотографиях с комедийными элементами.

Зрительный контакт может вызвать ощущение постоянства или чего-то ускользающего. Пристальный взгляд может быть навязчивым и эмоциональным; мимолетный многозначным. Конечно, на неподвижном изображении может быть трудно понять, какой именно момент мы видим, но если всмотреться возможно отличить одно от другого. Когда мы ловим ускользающий взгляд, или на нас со снимка не смотрят вовсе, легко представить следующий момент, запечатленное действие сразу продолжится, тогда как пристальный взгляд остановлен, застыв во времени.

Вместо того чтобы приземлять фотографа, равняя с собой, отсутствие зрительного контакта открывает более всеведущую перспективу, когда фотограф полностью удален из контекста. В своей работе я предпочитаю именно такой подход, это позволяет создавать сцены, в которых зритель думает не только о теме изображения, но и о том, как мне удалось его снять.

Еще это позволяет сделать документальную фотографию, где сцены разворачиваются прямо передо мной, а я могу реагировать и снимать происходящее, не становясь частью ситуации, не ожидая реакции, работая очень быстро.

В сценах с участием нескольких субъектов становится очень интересной ситуация, когда кто-то смотрит в камеру, а другие продолжают ее не замечать.Часто можно ухватить и открыть многое в таких случаях, и в моей недавней работе я специально ждал этих моментов, чтобы узнать, сколько различных значений может дать такое решение съемки.Эти новые следствия и значения съемки со взглядом прямо в камеру, позволяют мне нивелировать любые негативные доводы – быть “замеченным/пойманным” (хотя они изначально не негативны) и использовать тот драматический эффект, и новый смысл, который эти образы дают.

 

Похожие записи

3 комментария

  1. Аватар
    directseoreklama
    Мар 30, 2020

    Нет заказов через сайт? Я сделаю Ваш сайт видимым в поиске за кротчайшие сроки!
    SEO продвижение заёмёт у меня до 1.5 месяца, а результат я покажу уже через 3 недели.

    Теперь не надо ждать месяцами результат, он будет в первом же месяце. Так же насрою Яндекс Директ.

    Вы будете выше своих конкурентов и почувствуете отдачу от сайта, сайт должен работать и я покажу как.

    Пишите и звоните, есть WhatsApp 8 903 905 77 93 почта directseoreklama@yandex.ru

    Гарантированный результат!

  2. Аватар
    Михаил
    Мар 31, 2020

    Зрительный контакт, взгляд «глаза в глаза », является важной частью невербального общения у людей и различных видов животных. Характер зрительных контактов играет большую роль в социальном поведении. Негласные правила, по которым оценивается зрительный контакт и определяется его оптимальная длительность и частота, сильно различаются в разных обществах и культурах и меняются по мере смены традиций. В психологии, психиатрии и нейробиологии исследуется роль зрительного контакта при развитии ребёнка, его социальные аспекты, влияние на выполнение когнитивных задач, а также проблема избегания контакта при аутизме .

  3. Аватар
    Михаил
    Апр 2, 2020

    Большинство людей, которые занимаются фотографией, хорошо знает, что композиция имеет основополагающее значение. Разве что у новичка может закрасться сомнение с чего начинать при изучении этого вида искусства. И даже, не смотря на то, что у всех на слуху принцип, что помещать объект прямо по центру кадра нельзя, все-таки стоит напомнить на чем основывается Правило третей и как применяется в портретной и уличной фотографии. По этому правилу фотография мысленно разбивается на сетку с девятью равными частями, которые образованы двумя горизонтальными и вертикальными линиями. Эти линии пересекаются четыре раза, и именно вокруг этих точек желательно размещать объекты в кадре. Так вы привлекаете взгляд зрителей к важному объекту самым естественным образом.

Оставьте комментарий

Ваш адрес электронной почты не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.